Что такое канатные дороги?

По определению, канатная дорога – это вид пассажирского или грузового транспорта, в котором для перемещения подвижного состава служит стальной канат. Длина канатной дороги может составлять от нескольких десятков метров до нескольких десятков километров.

В качестве подвижного состава для пассажиров чаще всего используются вагоны, кабины, кресла и буксировочные устройства, для грузов – вагонетки и конвейерные ленты. Кстати канатная дорога Нижний Новгород Бор есть на сайте autotravel-nn.ru.

Для многих жителей альпийских стран и горных районов канатные дороги – обычный транспорт, зачастую единственное средство связи с внешним миром. А в равнинной России канатные дороги известны, главным образом, любителям горных лыж и туристам, отдыхающим в горах.

Но и здесь уже намечаются перемены. В качестве городского пассажирского транспорта, которому не страшны никакие «пробки» и водные преграды, канатные дороги в ближайшие годы могут получить самое широкое развитие в крупных мегаполисах страны. В Оренбурге, например, с 2005 года в качестве переправы через реку Урал, действует канатная дорога СКАДО с 8-местными кабинами, успешно функционирует канатная дорога в г.Междуреченске.

По назначению канатные дороги, как уже упоминалось, можно разделить на пассажирские и грузовые. По типам – на подвесные (с кабинами и креслами), которые позволяют передвигаться над любыми преградами, и буксировочные, когда пассажиры (лыжники) или груз (например, сани) движутся по специально подготовленной заснеженной дорожке. Отдельный случай – когда вагон с пассажирами тянется канатом по рельсовому пути (это фуникулер).

Кроме того, канатные дороги отличаются характером движения, количеством канатов (как несущих, так и тяговых), способом крепления на канате и пр.

Многообразие типов канатных дорог особенно востребовано на горнолыжных курортах. Если в качестве примера использовать комплекс объектов Зимней Олимпиады-2014, то здесь для нужд спортсменов и отдыхающих строятся канатные дороги с 8-местными кабинами, 4-местным фиксированными креслами, скоростные канатные дороги с 4-, 6- и 8-местными отцепляемыми креслами, буксировочные подъемники и ленточные конвейерные подъемники.

Одной из важнейших характеристик канатных дорог следует назвать производительность (пропускную способность), измеряемую в количестве пассажиров (или грузов), поднимаемых за один час с условной нижней станции на верхнюю станцию. Производительность канатной дороги определяет загрузку прилежащих трасс спуска и, в итоге, посещаемость и экономическую эффективность всей рассматриваемой зоны ГЛК. В то же время, следует учитывать и комфортность подъема пассажиров, т.е. вид подвижного состава (кресла или кабины) и время подъема, которое значительно сокращается при использовании отцепляемых систем.

Применение кабин позволяет преодолевать большие пролеты на больших высотах. Пассажиры в кабинах не замечают таких капризов природы, как ветер, снег или моросящий дождь. Их можно использовать в любое время года в любой местности.

Но при часто повторяющихся подъемах в районе катания для лыжников удобнее становятся кресла, позволяющие подниматься, не снимая лыж или сноуборда. Для тех, кто дорожит каждой минутой на трассе, это может оказаться решающим фактором.

Именно этот принцип заложен нами при проектировании канатной дороги для ГЛК «Горный воздух» в Южно-Сахалинске. Там подъем обеспечивается двумя секциями канатной дороги: на нижней используются 8-местные кабины (в которых можно комфортно подняться на вершину горы Большевик даже не в спортивной одежде); на верхней секции, начиная с промежуточной станции (где заканчиваются крутые трассы), к кабинам добавляются 6-местные кресла, которые наиболее востребованы активно катающимися лыжниками и сноубордистами.