Что такое программа и зачем она IT-компании

Конкуренция за разработчиков очень высока, и молодой компании без HR-бренда уже не привлечь и не замотивировать сотрудников исключительно гигиеническими факторами. Страховки, скидки в спортзалы, доставка еды или оплаченное такси до дома – это очень хорошо и полезно, но, привыкая к такому уровню потребления, сотрудники перестают быть счастливыми. Это называется «гедонистической адаптацией».

Помимо материальных факторов мотивации, миллениалам и зумерам важно чувствовать себя счастливыми на работе и развиваться не только на благо компании, но и для себя лично. Это повышает удовлетворенность и напрямую влияет на экономические показатели бизнеса, потому что люди становятся продуктивнее.

Один из способов управления уровнем счастья сотрудников – это программы well-being. Они помогают решать вопросы, которые напрямую не связаны с рабочими обязанностями, но могут провоцировать стресс или отнимать много свободного времени (а иногда и рабочего). К примеру – возникли трудности в отношениях в коллективе или дома, беспокоят личные финансы, нужно разобраться с налогами, сходить к врачу для расшифровки анализов, а все вечерние приемы расписаны, и так далее и тому подобное. Мы запустили программу well-being, чтобы помочь людям решать эти проблемы быстрее и легче. Хотим рассказать, как готовились к запуску и какого эффекта ожидаем.
Из чего состоит благополучие: направления программы

Итак, программа well-being – это комплекс мероприятий для работы с внутренним состоянием сотрудников. Ее цель – повышение лояльности сотрудников и конкурентоспособности компании на рынке труда. Это особенно важно для молодой IT-компании, которой приходится конкурировать за разработчиков с техно-гигантами. Нужно привлекать и удерживать персонал, а если важные люди все-таки решают уйти, то рекрутинг, обучение и адаптация новых сотрудников обходятся дорого.

Концепция стала популярной после книги Джеймса Хартера и Тома Рата «Все отлично. Пять элементов благополучия». Авторы проводили исследование в 150 странах и выяснили, что уровень нашего благополучия формируется на базе 5 элементов: здоровье, профессия, финансы, социальные связи и общественная вовлеченность.

Эти принципы лежат в основе программ well-being, которые набирают популярность в корпоративной среде. Пока что в России это распространено не так широко: 69% работодателей в опросе Hays ответили, что у них такого нет и не планируется. Однако, мы думаем, что те или иные составляющие well-being фактически есть у многих компаний. Но чтобы они влияли на метрики и общую эффективность, важна системность и глубина. «Одноразовые» меры не работают.

В нашей компании задействованы все элементы благополучия из концепции Хартера и Рата. Программа стартовала весной этого года и продлится минимум год. Направления и активности такие (для сотрудников все бесплатно):

Психологическое здоровье: вебинары с психологами, индивидуальные и командные сессии. Не нужно тратить время на поиск специалиста и беспокоиться о сохранности личных данных: консультации проводят сторонние специалисты, поэтому все конфиденциально. Ниже стресс – выше эффективность.

Физическое здоровье: не только страховка/скидки на фитнес, но и совместные активности (например, турниры по футболу или онлайн-тренировки), мастер-классы по приготовлению пищи, ЗОЖ-геймификация – соревнования между сотрудниками (к примеру, кто пройдет больше шагов за месяц). Уровень физической активности и качество питания очень важны для продуктивности, но поддерживать такой стиль жизни на удаленке бывает сложно – программа в этом помогает.
Финансы/юридические вопросы: консультации по планированию бюджета, налогам и льготам, ипотеке или даже инвестиционной стратегии – одним словом, все для повышения своего финансового благосостояния; консультации по юридическим вопросам.

Карьерное развитие: помощь в построении индивидуального плана, обучение лидерским компетенциям и мастер-классы от коллег для обмена знаниями и навыками.

Социальная польза, вовлечение в социально-ответственные активности. Предлагаем утилизировать батарейки и сдавать старую одежду в офисе, принимать участие в благотворительности и волонтерстве.